Вторник, 21.11.2017, 05:23
Приветствую Вас, Гость

ПЛЕНЭРНАЯ ПРАКТИКА  В

ДЕТСКОЙ  ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  ШКОЛЕ г. СИБАЙ

 Занятия с учащимися показывают, что те, кто много и с интересом рабо­тал летом самостоятельно, значи­тельно выросли профессионально, развили вкус в выборе и исполнении мотива, улучшили техническую сто­рону. Такие ребята опережают одноклассников, не утруждавших себя ле­том рисованием с натуры. Как пра­вило, группа имеет неодинаковый уровень подготовки к пленэру, в старших классах особенно важна ин­дивидуальная работа с каждым уча­щимся, с учетом его возможностей. Лидеры должны получить хороший настрой на дальнейшую самостоя­тельную деятельность, а средние и слабые - новые знания и умение об­щаться с натурой на открытом воз­духе. Старшеклассники обычно с не­терпением ждут летнюю практику, заранее к ней готовят материалы: ка­рандаши, краски, кисти, бумагу для этюдов и набросков кистью. Бумага для набросков кистью может быть белой и слегка тонированной, лишь бы акварель хорошо на нее ложи­лась. Можно заготовить тонирован­ную бумагу самостоятельно, натянув ее на планшет и промыв, чтобы снять возможные жировые пятна и затонировать акварелью. Цвет ко­лера легкий, нейтральный, состав­ленный из лессировочных (прозрач­ных) красок. Наброски кистью мы будем делать после каждого дли­тельного задания полтора-два часа в день. Вот когда придется трудно тем, кто привык раскрашивать наме­ченную карандашом картинку.

Акварельные наброски кистью дисциплинируют художника, макси­мально сосредоточивая внимание на характерных особенностях натуры, мазок формирует объем, появляется острота, лаконизм и выразитель­ность движения натуры.

Первое занятие проводим в зоо­парке, делая наброски сразу кистью, без предварительной наметки каран­дашом. Внимательно понаблюдайте за группой животных, присмотри­тесь к ним, отметьте особенности пропорций, наиболее характерные движения. Если животные малопод­вижны, наброски можно перевести в этюды, придав им большую закон­ченность. На листе 30x40 может быть несколько быстрых нашлепков на движение   или   2 - 3   живописных этюда изучающих натуру. В ходе pаботы можно показать учащимся детские книжки, иллюстрированные мастерами-анималистами отцом и cыном Чарушиными; их работы акварельны, живы и великолепно выполнены технически. В этот день мы делаем наброски и с посетителей зоопарка, компонуя на листе группы людей. Цель таких зарисовок - собрат интересный живописный материал для будущих композиций. Обычно именно цветовое решение композиции составляет трудность для начинающего художника. После каждого задания предлагаем ребятам поделать наброски друг с друга, с прохожих и отдыхающих у воды людей цветовые наброски в парках, на базаpax и вокзалах. Цветовые упражнения кистью учат рисующего схватывать самое главное, обобщать форму, отбрасывая все несущественное.

Очень полезно бывает пописать уже знакомый натюрморт в пленэре Отнеситесь к заданию серьезно даже несложный натюрморт написать в пленэре трудно, свет обволакивает предметы со всех сторон, раcтворяя их очертания. Если поста­новка из светлых предметов, ее лучше разместить в тени, она будет казаться цветнее. Солнечный свет обесцвечивает светлые тона, глаз с трудом различает оттенки на свет­лых поверхностях. Если вы хотите несколько усложнить задачу, то мо­жете поставить натюрморт на солнце, но из предметов средней светлоты и темных, на них глаз раз­личает более тонкие нюансы. В те­нях при сильном солнечном свете отчетливо видны рефлексы - отра­женный свет от окружающих цвет­ных поверхностей. Особенно внима­тельно проследите касания предме­тов: вы убедитесь, насколько сложно смотрится каждый из предметов; в каких-то местах он темный на свет­лом, в других - наоборот - светлый на темном, а местами совершенно растворяется, сливаясь с фоном. В та­ком натюрморте интенсивен не только тон, но и цвет. Краски на­столько ярки, чисты и красивы, что порой теряешься, не зная, как же пе­редать ощущение сильного света простыми акварельными красками.

Освещение через 2 - 3 часа изме­нится, исходя из этого, размер этюда желательно взять не более 1/4 листа (30x40). Для такого натюр­морта берите уже знакомые пред­меты простой формы — бидон, чай­ник, кринку, кружку, ножик, деревян­ные ложки, хлеб, пучки редиса, зеле­ного лука и одну или две драпи­ровки. Натюрморт можно поставить на скамейке, ящике, пеньке или прямо на траве.

Не ограничивайте задачи только этюдами в 2 - 3 часа, попробуйте на­писать пространственный сельский пейзаж в два сеанса. Работа над пей­зажем интересна и разнообразна, открывает для художника широкие возможности творческого и эмоционального развития. Выезжая в сель­скую местность, городские жители с особой остротой воспринимают при­роду, глаза разбегаются, все нра­вится. Не спешите с выбором мотива, найдите наиболее выразитель­ные точки, чтобы не было случай­ных, шаблонных решений. Сам мотив должен подсказать компози­ционный ход, то, ради чего вы бере­тесь за дело.

В пейзаже всегда должен быть яс­ный композиционный центр, понра­вившийся вам, удививший своей красотой, необычностью. Это может быть как первый, так и второй план. Пейзаж может быть статичным, ди­намичным, с высоким и низким го­ризонтом, со сложным рельефом местности, с акцентом на первом или втором плане. Выбирая мотив, определите количество света, полу­тени и тени, какие тона преобладают: если относительно светлые, богатые по цвету, надо строить пей­заж на светлых отношениях, тени пи­сать шире, цельнее. Если же красивы и богаты полутона и тени — внима­ние уделите им, а свет пишите шире.

Работая в пленэре, поймете как сложно «поймать» состояние при­роды, многообразие тонов, цвето­вых оттенков, их отношений, гармо­нию, составляющую общий коло­рит. Умение видеть обусловленный цвет в световой среде придет не сразу. Цвет в пленэре при первом впечатлении воспринимается гармо­нично, как определенное состояние. В ходе работы глаз адаптируется, яр­кость первого впечатления пропа­дает, при отдельном смотрении то­нальные и цветовые отношения на­чнут сближаться, могут появиться ошибки. Для передачи пространства художники используют свойства цветов; так, светлые, теплые и насы­щенные цвета кажутся ближе по от­ношению к холодным и сдержан­ным. Первый план контрастный, по мере удаления в глубину тона сбли­жаются. Не забывайте сравнивать между собой группу объектов пей­зажа. Глубина и воздух появятся, если элементы пейзажа правильно изображены в линейной и воздуш­ной перспективах. Попытайтесь пе­редать состояние природы, внима­тельно следите за цветовыми отно­шениями переднего плана к даль­ним, отношениями неба и земли, как постепенно изменяется зелень от первого плана в глубину. Нельзя рассматривать пейзаж вне состояния, природы, освещенности, времени суток.

В этюд можно ввести фигуры лю­дей и животных — это оживит работу и поможет лучше почувствовать мас­штаб архитектуры. Интересно одни и те же пейзажи наблюдать при раз­ном освещении — утром и вечером. Теплый свет заходящего солнца де­лает пейзаж исключительно живо­писным, интересным по цвету. Так сильно меняются его краски, что он становится неузнаваемым. Леонардо да Винчи заметил, что золотистый свет заката придает лицам людей особенное очарование, делает гар­моничными даже самые контрастные сочетания цветов.

Художники всегда связывали цве­товые искания со светом. Все живо­писные эффекты построены на све­тотеневых отношениях. Интерес к различным состояниям природы и впечатление от них объединили ряд талантливых мастеров XIX века, воз­никло течение «импрессионизм». Светлые, чистые краски, дрожащий цветной воздух — все это было не условным, а естественным, таким, каким мы его наблюдаем. В России также были свои импрессионисты: Константин Коровин, Валентин Серов, Борисов-Мусатов, Архипов, Поленов. К.Юон таким образом характеризуем свет: «Характер света может быть: ударный, скользящие просвечивающий, освещающий, мерцающий, рефлекторный, сияющий, сверкающий, прямой, встречный, белый, окрашенный, сильный или слабый и в других бесчисленных качествах и состояниях. Свет малый, сумеречный, ночной свет...»

Самое сложное для учащихся задание — городской пейзаж. Архитектура требует хорошего знания перспективы, чувства пропорций, умелого  детального  рисунка.  Прежде чем браться за живопись, полезно порисовать несложные пейзажи карандашом. Для первой пробы лучше выбирать городские дворики с замкнутым   пространством,  с небольшими строениями и деревьями вну­три. В любом городе есть масса сим­патичных уголков — это особый при­тягательный для художника мир, по­чувствуйте его прелесть, полюбите его. Здесь протекает повседневная жизнь   людей,   сохнет   на   веревке белье, играют дети, отдыхают старики. Каждое окно такого дворик живет своей неповторимой жизнью. Этюды двориков могут быть выра­зительнее и интереснее, чем холод­ная архитектура классических особ­няков.

Разнообразие   природного  освещения, светотеневая и цветовая гармония — наиболее сложные задачи пленэрной живописи.

Ученые доказали, что любой воспринимаемый человеком цвет - продукт работы мозга. Художники, тоньше чувствующие цвет, чем дру­гие люди, так же неодинаково видят краски, по-разному ощущают их гар­моничность и дисгармонию. Исто­рия живописи знает выдающихся ко­лористов — Тициана, Эль Греко, Beласкеса, Сурикова... Вспомните пей­заж Эль Греко «Вид Толедо» (начало XVIII в.), какой эмоциональной си­лой он обладает Грозовое небо, глу­бокий изумруд зелени передают тре­вожное состояние от власти стихии над человеком. Размер холста не­большой, но впечатление незабы­ваемое.

Техника акварели имеет особен­ности, часто зависящие от погодных условий; в сырую погоду или вече­ром при большой влажности аква­рель теряет тональную силу, мазок растворяется, живопись становится несколько аморфной, слишком мяг­кой из-за медленного высыхания краски. В жаркий день писать бывает чрезвычайно трудно из-за быстрого высыхания краски, появляются чер­ноты, жесткость, цвет как будто испаряется вместе с водой. Акварель не обладает такой богатой фактурой, как масляная живопись, но она имеет свои выразительные средства, в ней особое значение выпадает на долю разнообразия мазков, их характера, величины, направления, способа кладки, а также разнообразия техни­ческих приемов: по-сырому, по-сухому, лессировками. Работая на природе, вы приобретете опыт и бу­дете довольно хорошо справляться с капризами акварели, научитесь чув­ствовать ту влажность бумаги, кото­рая нужна для воплощения вашей идеи, чувств и мыслей. Все эти пре­мудрости каждый художник пости­гает своим путем — кропотливой ра­ботой в пленэре, требовательностью к себе без поблажек и самолюбова­ния.

Тем, кто постоянно делает набро­ски с людей, легче будет справиться со следующим заданием — фигура человека в пленэре (на 1/4 листа). Если в третьем классе мы делаем ко­роткие наброски друг с друга, попе­ременно позируя в пленэре, то в че­твертом это уже более длительная постановка на 3—4 часа.

Для этюда фигуры человека в пле­нэре лучше взять женскую модель: продумать ее костюм, чтобы это была красивая по краскам, ясная по тону, гармоничная с окружением по­становка. Модель легче нарисовать в три четверти поворота, посадить в естественную, спокойную позу, она дольше не устанет и не будет дви­гаться, так как при движении сбиваются складки одежды и их сложно восстановить. Можно посадить фи­гуру на крыльце, на завалинке, у ко­лодца, у воды на камнях, около ло­док.

Сделайте общий набросок фи­гуры, определите ее масштаб к листу и прорисуйте. Определите простран­ственное положение торса, плече­вого пояса, конечностей путем соот­ношения парных точек — плеч, бе­дер, коленей, локтей, стоп по отно­шению друг к другу. Рисуя одетую фигуру, представляйте конструкцию ее невидимых поверхностей, рисуйте не внешний абрис, а ее объем. Складки платья образуются на ме­стах перелома формы, на сгибах лок­тей, коленей, торса в области жи­вота - это основные складки, выявляющие движение, анатомические особенности и пластику фигуры. Не забывайте и об индивидуальных осо­бенностях модели; все мы немножко разные - худые и полные, высокие и коренастые.

Модель должна быть хорошо освещена. В этих целях задание лучше перенести на вечернее время, когда освещение боковое, а не такое сильное, как днем.

В 4-м классе можно позволить себе выйти за рамки программы. Иногда случай подсказывает инте­ресный сюжет для этюда. Часто мы можем наблюдать и делать этюды на улицах города: это и ремонт набе­режной, и укладка труб, асфальтиро­вание улиц со множеством специаль­ной техники, яркой, современной интересной и для рисунка, и для жи­вописи. Собранный живописный материал пригодится тем, кто будет продол­жать обучение в художественных учебных заведениях.

СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ ПЛЕНЭРА В ФОРМАТЕ PDF